«Вокальное искусство»
Направленность: художественная.
Уровень программы: вводный.
Возраст обучающихся: 4 – 7 лет.
Срок реализации: 1 год (72 часа).
Форма обучения: групповая.
Количество обучающихся в группе: не более 10 человек.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей всех возрастов занятия вокалом - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности.
Программа интегративна, составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности.
Цель Программы - развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла в процессе занятий пением в вокальной группе.
Задачи Программы:
- Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников;
- Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов;
- Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса);
- Расширять певческий диапазон;
- Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию;
- Способствовать пробуждению творческой активности детей;
- Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения);
- Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.
К концу образовательного периода дети могут:
- Проявлять интерес к вокальному искусству; стремиться к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
- Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
- Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.